Много двигаемся — рано говорим!
Восточная легенда гласит: «Когда-то, очень давно, одна молодая мамочка, недавно явившая свету своего первенца, решила спросить у мудреца, когда же начать воспитание и развитие своего ребёнка? И в ответ услышала, что опоздала с вопросом ровно на 9 месяцев». Надо полагать, что с этим мудрецом согласятся многие современные специалисты: медики и педагоги. Действительно, во многом ход физического и интеллектуального развития ребёнка будет определяться тем, что смогли дать ему мама и папа, как они его ждали, как рожали, чем кормили, с чем и как играли.
Хорошо, если до зачатия мама вела подвижный образ жизни и правильно питалась, а в период беременности имела возможность заниматься адаптированной к своему новому состоянию гимнастикой, плаванием, устраивать разгрузочные дни и есть здоровую пищу. Уже внутриутробно малыш может получить первые свои «тренировки», которые разовьют мышечный слой, вестибулярный аппарат, укрепят связки. Это поможет ему в его первой, большой и очень серьёзной работе — появлению на свет, то есть прохождению по родовым путям. Все знают, что хорошо прошедшие роды — залог благополучного развития ребёнка. Учёными уже давно доказана теснейшая взаимосвязь между степенью физического развития и развития психического и интеллектуального. Эта связь особенно сильна в первые три года жизни Вашего человечка. Поэтому, если совсем правильно подходить к вопросу о времени начала интеллектуального, а, как следствие, и речевого развития, то делать это необходимо ещё до зачатия.
Что делать родителям, озаботившимся этой проблемой после рождения наследника? Прежде всего не расстраиваться и не вздыхать об упущенной возможности, а сразу же подумать, что можно предпринять для развития двигательной активности ребёнка в соответствии с его возрастом. Если Вашему крохе ещё нет шести месяцев и, с точки зрения педиатра и невропатолога у него не наблюдается никаких особенностей в развитии, можно подумать о грудничковом плавании, о неотделимых от плавания закаливающих процедурах и о динамической гимнастике. Природа наделила деток чудесными адаптационными возможностями. Оказывается, что до полугода при попадании воды на личико, они инстинктивно задерживают дыхание. Это позволяет маме и папе научить нырять своего ребёнка раньше, чем плавать и ходить. Конечно и безусловно, искусству раннего плавания, закаливания, динамической гимнастике и «маминому» массажу должен научить специалист. Это может быть медицинская сестра из поликлиники, патронирующая Вашего малыша, или инструктор одного из бассейнов, в которых проходят такие занятия. Раннее плавание и закаливание даст возможность ребёночку меньше болеть, а если и случится такая неприятность, как ОРЗ, то более легко справиться с нею. Лучше не прерывать водные занятия — это даст возможность родителям более полноценно адаптировать ребёнка к реальной жизни, то есть укрепить корсетные мышцы, развить рабочий объём лёгких, укрепить связочный аппарат, стимулировать развитие пищеварительной системы, способствовать развитию вестибулярного аппарата, в частности, а малышу — возможность воспринимать воду, как ещё одну среду для общения с миром, и расти на радость маме с папой здоровым, сильным, выносливым и умным. Человеческий ребёнок появляется на свет, имея всего 20 % зрелых мозговых клеток (для сравнения: у котёнка зрелых клеток в структурах мозга к моменту рождения — 80 %). За такой, на первый взгляд, «несправедливостью» скрывается великая мудрость, позволяющая постепенно формировать сложный человеческий мозг, впоследствии выполняющий удивительные интеллектуальные и творческие задачи. Так как созревание центральной нервной системы не может протекать отдельно от развития организма вцелом, стимуляция развития общей моторики способствует развитию интеллекта и речи.
Примерно к году вес малыша уже не позволит выполнять весь комплекс динамической гимнастики. Но это не значит, что должны Вы лишить ребёнка его любимых движений, без которых он не может нормально существовать.
Прежде всего — это вис. Все мы знаем, как цепко хватается даже грудной малыш за пальчик мамы, пытаясь подтянуться. Для ребёнка более старшего возраста можно установить дома миниатюрный спортивный комплекс. Конечно, это определённый риск. Поэтому необходимо позаботиться о безопасности Вашего юного гимнаста., т. е. О мягких матах на полу., чтобы приземление в неудачном случае штурма высоты, произошло безболезненно, да и высота перекладины должна быть изначально минимальной. Полагаю, излишне говорить, что лучшей страховкой будут сильные и ласковые мамины или папины руки. Пока Вы не уверены в крепости рук Вашего маленького спортсмена, необходимо ограничить его доступ к перекладине в Ваше отсутствие. Окрепнув, Ваше чадо будет висеть на заборе, деревьях, турниках на спортивных площадках и на всех дверях в доме.
Следующее излюбленное движение деток – это качание. Монтируя спортивный комплекс, сразу повесьте качели. Качание на качелях один из самых чудесных способов проведения времени у малышей. Вы можете иметь дома дополнительный «громоотвод» в периоды ранних кризисов созревания, плохой погоды, да и просто дурного настроения.
Помните ли Вы, с каким восторгом и завистью весь двор смотрел на малыша, у отца которого было детское креслице на велосипеде? Катание – любимое развлечение едва ли не всех детей и взрослых. Оно очень похоже на качание, только с той разницей, что, катаясь, надо соблюдать равновесие. Не лишайте своего ребёнка этого чудесного движения. Катайте его на велосипеде, пока он не может ездить самостоятельно. Вместе с ним катайтесь с горки на санках. Постарайтесь как можно раньше, поставить ребёнка на лыжи (это можно сделать приблизительно к 4 годам).
Во время Ваших совместных игр на свежем воздухе не обходите такое движение, как вращение. Вы можете покрутить ребёнка, взяв его за руки. Или можно изобразить самолёт, вращая ребёнка и держа его за руку и ногу. Наконец, просто покатать на карусели. И качели, и катание, и вращение подготавливают к умению сохранять равновесие. Все дети любят балансировать на пенёчке, на камешке, пройти по дощечке через лужу или канаву. Даже имея выбор, идти по сухой части тротуара, обходя широкую лужу, или по бордюру, ребёнок двинется по бордюру, к великому неудовольствию и недоумению взрослого.
Удивительно, но именно самые любимые движения ребят — качание, катание, вращение, сохранение равновесия — развивают вестибулярный аппарат. Все этии движения жизненно необходимы растущему человечку.
Даже маленькие детки любят прыгать у мамы на руках. Подрастая, дети не теряют любовь к прыжкам, а если удастся забраться повыше, то очень интересно бывает спрыгнуть. Очень аккуратно, не опираясь на безусловную систему запретов, помогите Вашему малышу научиться адекватно оценивать покоряемую высоту и свои возможности.
Синтезом всех вышеперечисленных движений является лазание. Оно во многом отражает уровень владения своим телом. Как только Ваш малыш начинает свободно передвигаться по своему спортивному комплексу, Вы можете быть уверены, что ни одна лесенка, турник, забор или дерево, находящиеся на игровой площадке, не будут обойдены его вниманием. Здесь помимо радости за успехи своего чада, хотелось бы посоветовать Вам запастись ещё и терпением. Поскольку детальное обследование двора — дело хлопотное, и Ваш ребёнок будет с завидным постоянством являться домой перепачканным с головы до пят. Для совершенствования навыков всегда требуется время и постоянная практика. Лучше отвести для активных прогулок отдельную одежду.
Играя со своими детками, объясняя постоянно свои действия, Вы добьётесь не только ловкости, смелости и решительности в их поведении, но и того, что рано или поздно Ваш малыш повторит сказанное Вами слово. Не уставайте повторять названия действий, направлений, движений, предметов, окружающих ребёнка. Развитие его речи, внимания и памяти будет идти параллельно с развитием его двигательной способности (общей моторики).
Подводя заключительную черту в нашей беседе, хотелось бы особо подчеркнуть, что заботиться о своевременном речевом развитии ребёнка необходимо задолго до его рождения. И с первых недель жизни разговаривать с ним, играть, развивая слух и внимание, стимулировать его двигательную активность, тем самым развивая его речь.
Мария Москалык,
логопед Центра «Второе рождение»
2005 г.