Золотая середина

Золотая середина

Эта статья родилась неожиданно, хотя зрела, наверно, давно. Проблемы, решением которых мы занимаемся в нашем Центре, сегодня стали актуальны, как никогда, потому что ситуация со здоровьем детей в нашей стране грустная. Всем, кто сталкивается с этой проблемой, известно, что из двадцати мам, гуляющих на детской площадке любого двора, дай Бог одна кормила грудью год-полтора, и он не страдал кожными и аллергическими заболеваниями, а остальные — 2-4 месяца в лучшем случае, а потом, проблемы, больницы, проблемы...

Люди, приходящие к нам, к счастью, выгодно отличаются от общей массы родителей хотя бы уже тем, что они ищут информацию о том, как родить и вырастить здорового малыша, оставаясь при этом здоровыми и счастливыми самим. Среди членов нашего клуба были всего две мамочки, которые в 2 месяца отказались от грудного выкармливания, и то лишь потому, что не смогли противостоять своему окружению, и сцеживали молоко. Все остальные выкармливают своих карапузов до 1,5 лет и делятся своим нехитрым опытом с теми же соседками на детских площадках, являясь досадным исключением. 

Но я так подробно веду об этом разговор именно потому, что все это — звенья одной цепи : разумный подход к естественному кормлению ребенка с рождения, динамической гимнастике, детскому плаванию и интеллектуальному развитию наших малышей.

Много лет назад, изучая методики Чарковского и его последователей, я отметила несколько тревожных моментов, как будущая мама и как профессионал (я была тогда студенткой биофака пединститута и проходила 2-х годичную медподготовку на базе военной кафедры):

во-первых, очень интересный подход, но неоправданный максимализм, авторитарность исключали участие родителей как полноправных членов группы, исповедующих предлагаемый образ жизни. То есть, если вы не знаете, что делать, но уже пришли в «стан Чарковцев», то хорошо именно так. И фактически, эксперимент ставился на живых детях и родителях, которые сами не ведали, что творили, и никто не нес ответственности за неблагоприятные последствия, ведь родители — добровольцы.

Во-вторых, люди, пропагандирующие эти методики были очень далеки от медицины, а порою и от достаточной образованности. Хотя личность Игоря Чарковского завораживала и, скажу откровенно, я до сих пор считаю его незаурядным человеком.

Прошло время и, ожидая собственного малыша, я, конечно же, хотела воспользоваться всеми когда-то полученными знаниями на практике. Мы с мужем были способными родителями. И наши успехи потом даже записывали на видео и продавали новым «студентам» в Центре, где мы занимались. Но, как нас не уговаривали, мы сразу отказались от беби-йоги, понимая, что занимаются этим не профессионалы, а приблизительно такие же, как мы (только немного более опытные) родители своих детей. Что же касается динамической гимнастики и раннего плавания (не проныривания, а плавания!) на этот счет есть много мыслей, наблюдений и примеров, которые говорят, скорее «за», чем «против». Но с большими поправками к той системе, которую, когда-то предложил И. Чарковский.

Я и мои коллеги не беремся никого судить, каждый имеет право на свой выбор и точку зрения. Главное, что мы говорим родителям, приходящим в наш Центр, что как люди взрослые (а родительство само по себе предполагает некоторую взрослость), они в полной мере несут ответственность за все, что происходит с их детьми. Поэтому, начиная заниматься с ребенком или выбирая путь, по которому идти, они должны отдавать себе отчет в полезности проводимого мероприятия для их ребенка. С этим придется сталкиваться всю жизнь — с начала беременности и до тех пор, пока бьется ваше сердце. И надо научится принимать правильные решения. И касается это не только плавания и гимнастики, но также прививок, кормления грудью, закаливания, методов лечения болезней, интеллектуального развития малыша. Только родители являются последней инстанцией, которая принимает решение «быть или не быть» нововведениям. Поэтому родители обязаны быть грамотными! И если вы решили обратится за помощью, то в нашем Центре вам осветят проблему с разных сторон, подберут литературу, и вы сможете обрести свою точку зрения, естественно подходящую к укладу жизни вашей семьи, поскольку все, что касается вашего малыша, индивидуально и неповторимо. Необходимо учитывать законы психологического развития ребенка. Ведь мы хотим вырастить здорового человека, полноценного физически и психически. И если одна из этих составляющих страдает за счет развития другой, то у человека (ребенка) обязательно будут проблемы.

Возвращаясь к динамической гимнастике и раннему плаванию, хочу сказать что 5 лет назад, начиная заниматься со своим сыном, я интуитивно старалась делать все так, как ему нравится. Чтобы он не плакал, а я не нервничала, чтобы наши занятия были не насилием и атлетикой, а доверительным общением. Все прекращалось, когда малыш уставал и плакал. Что касается закаливания, то были и негативные моменты: после обливания ванная заполнялась истошным криком. Правда, успокаивался он быстро. Но, хорошо зная физиологию этого процесса (я в свое время замучила вопросами не один десяток врачей и профессоров), и помня свои ощущения в начале этого пути задолго до беременности, я была спокойна. Мы обливались вместе с сыном, он получал в награду грудное молоко и пушистое полотенце, и очень скоро совсем перестал плакать и болеть.

Сегодня он уже достаточно самостоятельный человек, который сам знает, как это полезно, любит окатиться холодной водой, выйдя из парилки, может за компанию с мамой нырнуть по весне или осенью в студеную речку, но решение он принимает сам, и тут не может быть никакого насилия. Я очень довольна на сегодняшний день его психическим развитием: он уравновешен, подвижен, сообразителен, любознателен, управляем, хотя и с характером.

Физическая форма также не вызывает тревоги: он хорошо плавает, ныряет, играет в футбол, ездит на лошади, велосипеде, не боится высоты и карабкается на самые высокие лесенки, сам раскачивается на качелях «до неба», забирается на шкаф, бывает и на крышу на даче (никогда в семье ничего не запрещалось). Но он твердо знает, что ни прыгать с высоты (разве что в воду), ни баловаться в таких ситуациях нельзя, более того, он знает, что крепко держаться и слезать он будет сам, без посторонней помощи. В свое время, научив его основным правилам безопасности, мы очень ему доверяем, и он еще ни разу нас не подводил. Что касается семьи, опыт которой был показан в предыдущем номере журнала, думаю что, это индивидуальные особенности развития ребенка, как результат неправильно расставленных акцентов родителей в системе занятий. 

Но, помимо собственного сына, на наших глазах растет более 200 детей, рождение которых происходило после занятий в нашем Центре. Мы с психологами, и педиатрами разработали программу, которая ставит перед собой целью не воспитание нового поколения «акванавтов», а решает более скромную задачу: ребенок, а в последствии и взрослый, не должен болеть, а если заболел, то выбираться должен из этого состояния своими силами или с помощью природных средств. Наш маленький человек не боится воды, годам к 2,5-3 плавает, он закален и вынослив, а значит, с ним интересно общаться, легко путешествовать, расширяя его кругозор.

Очень важно помнить, что до 1,5 месяцев новорожденный адаптируется к новым условиям обитания, как бы распускается, оживает. У психологов есть термин «комплекс оживления », который возникает именно в этом возрасте (1,5-2 месяца). Комплекс оживления — знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. Ребенок становится социально активным. Поэтому обращение с ним должно быть бережным, трепетным, мудрым, а не в ритме физзарядки с пируэтами под люстрой или южным солнцем под восторженные охи непосвященных друзей. Всему свое время! Сейчас важно брать малыша на руки, если он требует внимания, или оставлять полежать его в одиночестве, созерцая окружающий его мир (если, конечно он не плачет и не завет вас на помощь), делать легкий массаж (не профессиональный, а — мамиными руками), поглаживать, купать в большой ванной, поддерживая под головку на спинке и на животике, но не проныривать! Это не пугает ребенка, не приводит к стрессу, а позволяет малышу в наиболее комфортных условиях достичь периода, когда по его реакциям вы поймете что он готов к более подвижным и интересным занятиям. Все безусловные , т.е. врожденные рефлексы, должны со временем отмереть. Шаговый переходит в осмысленное умение ходить, хватательный — в умение держаться, сосательный — в умение есть и т.д. Ребенок всему научится вовремя.

И даже рефлекс задержки дыхания, который у млекопитающих сохраняется всю жизнь, а у человека отмирает к 6 месяцам, можно сформировать мягко, без стресса, получая удовольствие и от плавания и от ныряния. И если детей не насиловать с самого рождения проныриваниями, то через 3-4 месяца после рождения делают они это с огромным удовольствием, выныривая с улыбкой и широко распахнутыми глазами. К 4 месяцам на слово «ныряем!» очень смешно зажмуриваются и задерживают дыхание еще над водой, и на вопрос мамы «Будем нырять?» месяцев после 6 радостно кивают головой. (Шопина Жанна Петровна — детский психолог Российского Гуманитарного Университета).

Динамическая гимнастика великолепно развивает малыша, но начинать ее осваивать стоит не раньше, чем закончится период адаптации, т. е. через 2-2,5 месяца, когда ребенок к ней готов. Он с интересом наблюдает за миром с разных точек зрения — вниз головой, вися на одной руке или ноге, никогда не плачет, а наоборот смеется. Но опять же, делать можно и нужно лишь то, что вы умеете. Не нужно специально изучать комплекс. Сейчас любой опытный массажист знает все приемы динамической гимнастики, всегда скажет вам, как это полезно для ребенка (если у вас нет никаких противопоказаний) и покажет вам, как ими пользоваться. Но, начиная заниматься с малышом гимнастикой и плаванием, вы должны понимать, что по мере его взросления вы должны будете создать ему условия для дальнейшего развития. Ваше внимательное отношение к ребенку, понимание его личностных особенностей, умение общаться с ним доверяя, объясняя, а не запрещая и спекулируя своим авторитетом: «Слезь, а то мама расстроится и будет плакать!» — это главное, что послужит его здоровью и гармоничному развитию.

Теперь несколько слов о стрессе. Нужен ли он ребенку, и если да, то в каком количестве? На наш взгляд, непродолжительная стрессовая реакция стимулирует к действию защитные силы организма, — это путь к здоровому образу жизни. Это механизм всех закаливающих процедур. Следовательно, кратковременное холодное обливание разогретого малыша, кратковременная задержка дыхания при попадание воды на лицо, кратковременный переворот малыша в непривычное положение с последующим доброжелательным и внимательным к нему отношением — это то, что позволяет ребенку на грудном выкармливании не болеть вовсе.

Мощный стресс, на уровне шока — проныривание до 50 раз, комплекс динамической гимнастики сразу после родов, купание в проруби новорожденных — мероприятия, которые угнетают не только иммунную систему, но и неизбежно ведут к серьезным психическим расстройствам детей. Но понимание этого происходит, к сожалению, поздно, когда «плоды родительских трудов» требуют не просто консультаций у профессионалов, а серьезного лечения. (Гегечкори Тамара Ираклиевна — врач-педиатр, работающий с детьми, приходящими в Центр).

И в заключение, хочется сказать несколько слов «американской женщине, которая провела последние 2 года в России, исследуя движение за естественные роды». Да, безусловно, система российского родовспоможения консервативна. Но, к счастью, и она не стоит на месте. И не далее как с 20 по 25 апреля на конференции «Мать и дитя» в ЦДХ был зачитан доклад неонатологов р/д №4 г. Москвы о пользе и широком внедрении в практику вертикальных родов. Появилась масса роддомов, где родители имеют право на полную свободу действий, если в родах нет осложнений. Я не говорю о родах домашних, так как это запрещено в нашей стране законодательством ввиду отсутствия необходимых условий медицинского сервиса, и может закончится любым исходом. Но, пойдя в свое время по пути поиска доверительных отношений с персоналом, могу сказать, что очень многое уже удалось сделать. К сожалению, успех одного — двух — трех роддомов, не решает проблему. Нужно в целом менять отношение в обществе к женщине, беременности, родам и детям. И на мой взгляд, ни крайности Чарковского, ни крайности консерватизма официальной медицины ни к чему хорошему не приведут. Должна быть найдена золотая середина, где сойдутся разумное с полезным, профессиональное с интуитивным. И тогда можно будет избежать многих несчастий и проблем, не исправлять ошибок чужих экспериментов ценою судеб собственных детей.   

Марина Морозова, 
основатель Центра «Второе рождение»