Поговори со мною, мама! «Раннее речевое развитие. Так ли необходимы логопедические занятия с малышами до года?»

Однозначного ответа на этот вопрос не было и нет ни у логопедов, ни у педагогов дошкольных учреждений, ни у психологов, ни у педиатров. Логопедия, как наука, изучает нарушения речевого развития, которые бывают вызваны весьма сложными и разнообразными причинами. Нам бы хотелось затронуть вопрос необходимости ранней стимуляции речевого развития у деток, не имеющих отклонений со стороны физического и психического развития. Мы видим основное решение этой задачи не в кабинетных занятиях с логопедом, а в консультативном общении с родителями.

К сожалению, мы часто забываем, что речь — это прежде всего коммуникативная функция, т.е. она необходима для общения. И для того, чтобы общение было не формальным, а несущим радость, важен положительный эмоциональный фон. Если Вы общаетесь с ребенком в эмоционально благоприятной ситуации, то он усваивает новую информацию в несколько раз лучше, чем в нейтральной или неблагоприятной обстановке. Желание общаться — это основное и самое важное условие для диалога между взрослым и малышом.

Не секрет, что для маленьких деток очень важен физический контакт с человеком, к которому он испытывает доверие. Конечно, самыми первыми и самыми близкими людьми будет для него папа и мама, а также все близкие и друзья семьи, которых кроха видит часто в своем окружении (бабушки, дедушки, старшие дети, няни и т.д.). Мы не хотим Вам предложить бесконечно носить Вашего дорогого, но вместе с тем весьма стремительно набирающего вес малыша на руках. Скорее нам хотелось бы подчеркнуть важность прикосновения (Вы можете «приобнять» малыша, прикоснуться к руке, провести по волосам), когда Вы пытаетесь обратить его внимание на какой-то предмет или действие.

Даже если Вы молчаливы от природы, постарайтесь оречевлять свои действия, т.е. сопровождать их словами. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что с ним или вокруг него происходит.

Дело в том, что речь, как любая деятельность, строится по подражанию. Поэтому для формирования речи Вашего малыша важна правильностьслышимой вокруг него речи. Обращаясь к ребенку, постарайтесь говорить просто и четко, не употребляя слишком длинных фраз. Было бы чудесно, если бы все взрослые с которыми часто общается ребенок, употребляли в беседе набор простых фраз, описывающих события, времена года, игрушки (их цвет, размер и другие особенности). Это поможет наиболее часто предъявлять ребенку основные слова, фразы и словосочетания, которые с возрастом будут обогащаться, не перегружая его.

Невозможно переоценить важность интонационной окраски речи, поэтому, каждое слово на которое падает логическое ударение необходимо произносить как можно более выразительно.

Всем случалось видеть печальную картину: погруженная в свои мысли и озабоченная бесконечностью домашних дел мама (бабушка, няня, папа) механически повествует ребенку о происходящих или грядущих событиях, ни мало не заботясь о том, слышит ли ее малыш. Конечно, быть родителями — это не только почетный, но и достаточно тяжелый труд. Но бытовые проблемы были и будут всегда. Поэтому, пожалуйста, не говорите в пустоту, смотрите в глаза ребенку при общении с ним. Если Ваш малыш уже лепечет, ему важно видеть как Вы произносите звуки (Вашу артикуляцию).

Узнавая что-то новое маленький человечек всегда стремиться потрогать , понюхать, лизнуть, а то и попробовать на зубок исследуемый предмет. Внимательно следящему за его безопасностью взрослому, предстоит нелегкая задача вовремя провести четкую границу между справедливым удовлетворением жажды познаний, при изучении окружающего мира, и реальной опасностью. Очень важно, чтобы ребенок имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть — изучать различными способами. Если Вы видите, что Ваш малыш что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз — коротко, четко и выразительно.

Играя с Вашей крохой, необходимо создавать ситуации, где ребенку понадобиться звукоподражание (игра «ку-ку», перекличка «ау», мяуканье коечки и так далее). Вполне возможно, что изначально Вы сами и будите озвучивать за него эти ситуации. Это не страшно.

Даже если Ваш малыш еще не говорит, поддерживайте любую его попытку вступить с Вами в контакт. Как можно чаще вовлекайте его в невербальный (несловесный) диалог, одобряя любой ответ (жест, взгляд, изданный звук). Ваша задача — поддержать его стремление общаться.

Некоторые «НЕ».

Если случиться, что Ваш малыш неверно произносит какое-то звукоподражание или слово, никогдане смейтесь над его неудачей. Как бы забавно у него не получалось исковеркать Ваш пример, пожалуйста, никогда не повторяйте за ним неправильное произношение. Будет лучше, если Вы перехватить взгляд ребенка и тут же повторите слово верно. Вполне вероятно, что он захочет повторить его за Вами, и его новая попытка будет успешнее. Если же он не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Когда придет время, он обязательно повторит за Вами. А пока проявите терпение и сдержанность. Не перегружайте Вашего ребенка, т.к. маленькие детки быстро устают и менять игру необходимо очень часто. Не забывайте хвалить своего малыша и радоваться его даже самым маленьким успехам. Поскольку только Вы и Ваша вера в его силы и способности могут помочь ему развиваться гармонично. Нам бы хотелось принести свою благодарность кандидату педагогических наук, доценту кафедры логопедии Гаркуше Ю.Ф., работающей над проблемой раннего речевого развития у деток, методику которой мы используем в своем Центре.

 Мария Москалык, 
логопед Центра «Второе рождение»