Маленькие полиглоты или раннее обучение иностранным языкам. Взгляд логопеда

Маленькие полиглоты или раннее обучение иностранным языкам. Взгляд логопеда

Мир открывает множество возможностей для растущего человечка. Мы уверены, что все родители желают для своих детей светлого, мирного и стабильного будущего. Надеясь, что со временем их чадо, повзрослев, займет прочную позицию в обществе, почти все, уже едва ли не во младенчестве, пытаются угадать верную стезю, которая и приведет его к прочной социальной основе. В обществе всегда ценилось хорошее образование. Владение хотя бы одним иностранным языком во все времена открывало многие двери, что обещало сделать жизнь обладателя подобных знаний много интереснее и свободнее, чем у большинства его сверстников. Современность не исключение.

Перед родителями возникает сложный вопрос не только выбора языка, формы его преподавания, но и времени начала его изучения. При выборе формы обучения Вашего малыша, можно столкнуться с непростой задачей, так как сейчас масса всевозможных вариантов: это бонны, няни и гувернеры со знанием иностранного языка, готовые знакомить маленького человечка с основами чужой речи, как только он начнет говорить; это репетиторы, посещающие Вашего малыша с того возраста и такое количество раз в неделю, которое Вы пожелаете; это курсы по развитию интеллектуальных способностей у самых маленьких детей, куда Вы сможете отводить малыша 1-2 раза в неделю; и наконец собственные познания родителей. Что же предпочесть? И когда лучше начинать?

Считается, что это необходимо сделать как можно раньше.

Так ли это? Вопрос еще не окончательно исследован. Нам бы хотелось коснуться некоторых основополагающих моментов, которые, могли бы оказать реальную помощь в решении этой проблемы.

Прежде всего необходимо выяснить  у врача невропатолога нет ли у ребенка каких либо особенностей или сложностей (отклонений) в развитии (например: повышенного внутричерепного давления), могущих напомнить о себе головными болями, невнимательностью, неусидчивостью (гиперподвижностью), нарушением ритмов ночного и дневного сна, капризностью (повышенной возбудимостью) и так далее в период обучения. И если есть, то выяснить, не посоветует ли доктор отодвинуть на какое-то время начало обучения, и не будет ли необходима медикаментозная поддержка.

Бесспорно, для каждого родителя его дитя — это самый умный  и замечательный малыш на свете. Конечно же это так. Но мы хотим напомнить, что созревание центральной нервной системы ребенка подчинено определенным физиологическим законам, и обучение лучше проводить правильно используя их, а не  пытаясь их обогнать. Мы имеем в виду возрастные отрезки созревания восприятия, внимания, памяти, мышления (то есть высших психических функций, без определенной зрелости которых обучение невозможно). Процесс этот природой растянут во времени, и торопить его не следует. Поэтому, изучение иностранного языка следует проводить, четко чередуя время работы и отдыха, а так же координируя объем информации из окружающего мира, который обогащает активный и пассивный словарный запас как родного языка, так и изучаемого иностранного языка. Соответственно необходимо учитывать возраст и физическую выносливость ребенка. Здесь мы подразумеваем возрастные кризисы, которыми неизбежно сопровождается личностное созревание.

Все вышеперечисленные факторы создают существенную нагрузку на малыша. А потому, поток информации, несущийся на него со всех сторон ребенок должен успевать перерабатывать, иначе его нервная система окажется перегруженной, и все Ваши благие намерения закончатся тем, что произойдет стойкий отказ от занятий (и возможное негативное отношение к изучению иностранного языка в дальнейшем) или вовсе возникнет невротическое заикание. Поэтому, выбирая форму и время начала обучения Вашего «вундеркинда» иностранному языку было бы неплохо проконсультироваться с детским психологом.

Еще хотелось бы коснуться вопроса правильности произношения иностранных слов. Изучение источников отечественной логопедии, отражающих познания о возрастном периоде окончания звукоформирования в русском языке, позволяет говорить о том, что работать над этой проблемой позволительно только после сформировавшегося правильного произношения звуков родной речи. То есть после пяти лет или в более поздний период, если была необходима специальная работа по исправлению дикции.

Мы можем Вас уверить, что подобный, как может показаться, хлопотный сбор информации  у специалистов  не окажется бесполезным, так как позволит уберечься от многих подводных камней в столь сложном и важном деле как образование Вашего ребенка.

В заключение нашей короткой беседы особо хочется подчеркнуть, что одна из основных задач воспитания — наиболее полная адаптация личности растущего малыша в обществе. Это значит, что чем более богатый мир в плане свободы восприятия мы сможем ему подарить, тем более интересная и яркая будет у него жизнь. Поэтому не стоит слишком усердствовать в раннем покорении языковых вершин. Гораздо важнее, если ребенок будет знать всего несколько слов или фраз этикета и при этом свободно двигаться и улыбаться, чем тратить все силы на правильное построение предложений, и более или менее хорошо объясняться, но чувствовать себя скованно.

Подарите вашему ребенку детство  — он этого достоин!  

Мария Москалык,

логопед Центра «Второе рождение»

2005 г.